Церковь, священники и деньги


Почему в церкви священники берут деньги?

Священники жируют, живут, как сыр в масле. Во-первых, из-за чего сыр-бор? Многих возмущает то, что некоторые батюшки ездят на, так скажем, не дешевых автомобилях и имеют не совсем скромное жилище. Нескольких фактов, хотя часто, это даже и не факты, а домыслы, большинству людей хватает для того, чтобы поставить крест на всей Православной церкви.
 
Вообще, логика сногсшибательная. По телевизору показали, что арестовали стоматолога-педофила, теперь я к зубным врачам ни ногой. Разовый, пусть даже, очень негативный опыт общения с конкретным священником не должен переносится на весь институт церкви, из нескольких частных случаев нельзя делать общие выводы.
 
По поводу различных восклицаний, типа, «В церкви Бога нет, там одни деньги», мне хочется поделиться с вами своим видением вопроса, основанном на фактах, личных наблюдениях, и свидетельствах других людей.
 
Во-первых, церковь у нас на подножном корме, в отличие от европейских стран, где она получает дотации от государства (налог 1-2% от дохода граждан). Наши церкви от государства не получает ничего, кроме освобождения от уплаты налогов.
 
Тот, кто говорит об огромных деньжищах священников, наверняка сам церковь не посещает. Кстати, тем более становится совершенно непонятно, какое ему дело до того, как там обстоят дела. Подвернулась цитата на этот счет из сети:

«Пекарь ворюга так я теперь хлеб не ем. — Выходит, люди, гордо оценив стоимость автомобиля священника, лишили себя Евхаристии… Ну что ж — очень разумно. Я понимаю, когда так пятилетний ребенок поступает».
 
Почему мы слышим мало разговоров о том, как живут те, кто действительно ограбил народ в девяностые годы и продолжает грабить сегодня? Говорят, но воспринимают это как должное. Да, у них денег много, но так то ж олигархи.. Но вот священники, почему-то, по их мнению, должны ходить босиком, а если ездить, то только на самокате, или кто рангом повыше, ладно уж, на велосипеде, жить в землянке, или шалаше, и питаться из мусорных баков.
 
Батюшкам нужно постоянно передвигаться на чем-то. Неужели кому-то станет легче оттого, что они станут ездить на метро, трамваях, маршрутках, или действительно на велосипедах. Большинство автомобили берут в кредит.
 
Ну хорошо, то, что некоторые священнослужители живут явно нехило, это факт. Только подчеркнем, это исключение, а никак не правило, что если ты священник, то у тебя денег, куры не клюют. Можно походить в храм и понаблюдать, кто там, сколько и за что платит, сколько свечек, о которых так много разговоров, в день реализуется.
 
Те пожертвования, которые оставляют рядовые прихожане, включая покупку крестиков, свечей, литературы, это слезы, а не доход, в подавляющем большинстве храмов. Плата за крещение, венчание, отпевание, освящение дома и так далее приносит более ощутимый доход. Но, это, не каждый день, опять же, в большинстве своем.
 
Так откуда же берутся богатые священники? Я задал этот вопрос как-то, батюшке, с которым близко знаком, и который служит в воюющей Горловке Донецкой обл. Народу там не до жиру, естественно и пожертвований существенных церковь от него не получает.
 
Он обрисовал мне все примерно так:

Это конечно же, могут быть священнослужители в больших городах, больших храмах. Потом, у некоторых служителей и отец священник, и дед был священником, и брат жены… Короче, династия вширь и вглубь. Вполне естественно, что в такой семье могли быть давно найдены все лазейки для улучшения своего благосостояния. Найдены и успешно используются.
 
Дальше, церковью не приветствуется, но и не запрещается, ведение церковнослужителем какого-то бизнеса. В конце концов, бизнес может быть оформлен на кого-то из родственников. Может и не совсем красиво, но не противозаконно, да и жизнь есть жизнь. У батюшек, как правило, жена, дети, которых нужно кормить, одевать, учить.
 
Как не вспомнить лихие девяностые годы. Горловский священник привел мне сравнительную картину. Если в 90-е годы на крещение, венчание очереди стояли каждый день, то сейчас желающих совершать обряды в десятки раз меньше. Многие помнят, что тогда криминальная обстановка была просто жуткой.
 
Многие бандиты, из-за угрызений совести, или на всякий случай, заводили знакомство с церковнослужителями, и делали серьезные пожертвований, наверное, в надежде как-то замолить грехи. Иногда делали и самим батюшкам дорогие подарки, например, тот же автомобиль.
 
Если посмотреть правде в глазах, то бандитов за последние 20 лет меньше не стало. Они просто перепрофилировались. Как говорится, трудом праведным не наживешь палат каменным. Так что, желающих замолить грехи год от года не уменьшается, поэтому весомая финансовая поддержка церкви со стороны состоятельных, сильных мира сего, не иссякает. Да и просто бизнесмены иногда считают своим долгом немного раскошелиться на поддержку храма.
 
Вот еще цитата из Интернета:

«К вопросу откуда машины.

«Не говори, что тебе ее подарили»

А почему собственно нет то?

Или дети не бедных родителей не идут в священники?»
 
Как видим, денежные источники у церкви есть, и слава Богу. Как ни крути, а даже закоренелые атеисты, которых еще ни разу не трясло в самолете, обязаны признать, что Православие, как и другие религии, ничего плохого, кроме хорошего, обществу не приносят.
 
Религиозная община, имеет законное право на ведение своей хозяйственной деятельности, с уплатой государству налогов. Оговаривается, что прибыль может идти на обустройство храмов, ремонты, церковные аксессуары, благотворительность. Конечно, есть соблазн что-то выкроить что-то лично для себя, некоторые ему поддаются.
 
Кстати, о благотворительности церкви. Церковь не только сама существует за счет пожертвований, но, и, по возможности, сама щедро делится с нуждающимися.
 
Вот скопировал цитату из сети:

«В 2018 году открылось 35 новых церковных центров гуманитарной помощи. В них нуждающиеся могут бесплатно получить одежду, коляски, кроватки, продукты. Большинство новых центров расположены в маленьких городах и поселках, где особенно тяжелая ситуация.
 
В России больше 90 приютов для бездомных, но до сих пор не было такого полноценного приюта в Москве или ближайшем Подмосковье. В прошлом году такой приют «Теплый прием» на 70 человек в Химках. К началу февраля через приют в Химках прошли 183 человека. 95 из них удалось вернуть к нормальной жизни».

 
Из того, что я знаю сам. Мой близкий знакомый попал, не будем вдаваться в подробности, как, в психбольницу закрытого типа в с. Стрелечье, Харьковской области. Пробыл в жутких условиях, со скотским обращением персонала с пациентами, две недели, которые ему вечностью показались.
 
Но, речь не об этом. Кормление там хуже, чем вообще можно себе представить. Самое ценное, это кусочек хлеба, остальное, не то что баланда, а просто помои, без преувеличения. Если небольшую капусту и несколько картофелин сварить в ведре воды, мы получим обед в той психбольнице на двадцать человек. Такой же завтрак, на ужин несколько ложек вареной вермишели.
 
И если бы не благотворительность церкви, из этого «лечебного заведения» половину пациентов выносили бы вперед ногами. На больничную трапезу больные шли, волоча ноги, но когда слышали радостное, «бабушки приехали!», неслись обгоняя друг друга.
 
Бабушки из церкви привозили всегда большой чан с кашей, причем домашней, сытной и вкусной, вареные яйца, булочки… Приезжали не каждый день, но часто. По выходным всегда. Их приезд был вообще праздником, еды было много, хоть два раза в неделю больные нормально наедались. Вот так определенный приход берет шефство над каким-то подобным заведением и спасает людей от голода.
 
Но, большинство людей на такие примеры не обращает внимания, или просто о них не знают. Они с большим энтузиазмом будут искать негатив.
 
Теперь несколько слов о том, что в церкви должно быть все бесплатно, а ОНИ там все продают, и за отпевание усопших «дерут с родственников три шкуры».
 
Да, в церкви все должно быть бесплатно по ее уставу. И вы даже можете пожаловаться. Настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери (Дубна) священник Виталий говорит так:
 
«На самом деле все услуги в Русской православной церкви Московского Патриархата — бесплатные! Цены, которые назначаются в храмах или монастырях, — это примерная сумма пожертвования, причем добровольного. Любой человек вправе подойти в храме к свечному ящику и заказать любую требу: венчание, соборование, отпевание и так далее. И служители храма обязаны принять ее, а священнослужители исполнить совершенно бесплатно.
 
Если служащие в храме откажутся принять заказ, надо потребовать настоятеля и заказать непосредственно ему. Если и он откажется принять требу бесплатно, то надо сообщить (написать) правящему архиерею или предупредить об этом намерении настоятеля. Уверяю вас, настоятель обязательно распорядится принять любую требу бесплатно».

 
Не знаю, кто как, а я бы не смог жаловаться на священника, чтобы он бесплатно что-то сделал, если сам он назначил какую-то цену. Ну, это мои взгляды. Чем я руководствуюсь? Да тем, что я, если заплачу, сколько он скажет, от этого, наверняка не обеднею, а он точно не разбогатеет.
 
Собственно говоря, действительно, в некоторых православных храмах стоят ящички со свечами, можно брать сколько угодно и зажигать их во здравие, или за упокой, а рядом урна для пожертвований. Если у тебя нет денег, значит, ничего не положишь, а если есть, то кладешь, сколько не жалко. По словам настоятелей подобных храмов, добровольные пожертвования всегда уверенно превышают сборы при фиксированной плате.
 
В большинстве церквей, подразумевается, что вы берете все бесплатно, крестик, свечи… А цена, которую назначили, это ваше пожертвование. Можно сказать, вот как хитро устроились, на это я отвечу так, вам знакомо понятие, человеческий фактор. Что это такое?
 
Это учет тех особенностей нашей психики, которые будут присутствовать в нашем поведении в большинстве случаев. Яркий пример, охрана мониторит какой-то объект. Два охранника сидят перед дюжиной мониторов и следят за тем, что происходит в разных местах. Так вот, можно утверждать, что девять охранников из десяти, через какое-то время, если ничего особенного не будет происходить, станут отвлекаться от наблюдения, все чаще и чаще, а потом и вовсе начнут кино смотреть.
 
И сколько бы мы не возмущались, человеческий фактор, время от времени, будет проявляться. К тому же, что примечательно, на месте провинившегося, практически каждый из нас, скорее всего, вел бы себя точно так же. К чему это я? Да к тому, что мы забываем, что служители церкви, это такие же люди, как мы с вами, по разным причинам выбравшие для себя вот такое служение.
 
Может кто-то думает, что каждый из курсантов духовных семинарий, ждет не дождется окончания учебы, чтобы поскорее начать бабло стричь. Но ведь это же глупость. Есть обеспеченные врачи, например. Неужели, и они шли в медицинский ВУЗ, движимые одним желанием, поскорее начать разводить лохов-пациентов?
 
Так же, как и в других профессиях, среди священников есть более обеспеченные, среднеобеспеченные и совсем малообеспеченные. Почему нас так корежит, когда мы видим священника за рулем джипа? Зависть, зависть, и еще раз зависть. Человек, у которого есть достаточно денег, вряд ли станет упрекать другого в том, что тот не нищий. Не согласны?

«А ты не завидуй, в богатстве греха нет, а вот в зависти сплошь грех»..
 
Ищут недостатки в других именно те, у кого самого в жизни что-то не заладилось. И тут еще не всегда ясно, что причина, а что следствие. Человек ищет в ком-то изъян, потому что в нем самом этих изъянов вагон, или наоборот, ему не удается успешно самореализоваться, именно потому что некогда за постоянным копаниям в недостиатках других.
 
Где-то встретился такой красноречивый пример:

Два монаха ночью увидели, как их брат во Христе, с мешком перелезает через забор.

— Воровать полез, — подумал один.

— Наверное пошел тайком милостыню раздавать, — пришло на ум второму.

Вспомнились сейчас слова, присланные мне кем-то в одной из соцсетей:

То, что вы видите во мне, это не мое, это ваше. Мое, это то, что я вижу в вас!
 
Как я уже сказал, в православных храмах, по уставу все должно быть бесплатным, а деньги, это только добровольные пожертвования, кто сколько посчитает возможным. Но реалии, есть реалии.
 
С одной стороны, у конкретных батюшек могут быть опасения, что все бесплатно растащат, либо он пришел в церковь, где так уже все было поставлено, и он не решился ничего менять. Может это делается с подсказки архиерея (старшего священника епархии). По-разному может быть.
 
Я вообще-то, всегда стараюсь примерять для понимания, ситуацию на себя. И если у меня нет ответа на вопрос, точно ли я бы сделал по-другому, то места для осуждения другого человека, у меня определенно не находится.
 
Если сказать честно, то мне, да я уверен многим, удобней все же, когда ясно, что нужно вот столько-то отдать за свечку, столько-то за крещение, венчание, освящение автомобиля, и так далее. А то, начинаются сомнения. как всегда в таких случаях, мало неудобно, а много жалко… И стой сомневайся, особенно, если первый раз в храм пришел. Как по мне, то, когда ясно сколько дать, проще.
 
И вот еще. Когда я бываю в церкви, часто сокрушаюсь, что мало людей, мало денег жертвуют. Сам дал бы больше, если бы была возможность. Но часто слышу, в основном, обратное, вот, мол, церковь с людей последние штаны снять хочет. Я так понимаю, если тебе церковь не нужна, то чего тебя вообще волнует, что там и как происходит,
 
А если ты в ней нуждаешься, то разве захочешь видеть ее нищей? Священники некоторые, конечно ее дискредитируют, в семье не без урода. Где набрать безгрешных настоятелей на все храмы? Среди священников есть плохие люди, а среди врачей, учителей, полицейских их нет? И разве устав ГИБДД говорит, что испектор должен взятку брать?
 
Да, вот еще, профессия, если можно так сказать, священника отличается от других профессий вот чем. В ней не важно мастерство, то есть, любой священник Православной церкви обладает тем, что никак не зависит ни от его знаний, ни умений, ни от того, насколько он был прилежным в семинарии, Я говорю о возможности давать благословение.
 
К сожалению, для подавляющего большинства из нас, это ни о чем не говорит, потому что ни с чем у нас не ассоциируется. Что еще за благословение? Это так же трудно объяснить человеку, далекому от церкви, как слепому от рождение рассказать, как это — зеленый цвет. Как цвет можно только увидеть, так и благодать можно только почувствовать.
 
Снова вспомнился недавний эпизод. На моем блоге один участник разбушевался, хоронили, мол тестя, так, кроме того, что десять тысяч рублей похоронное бюро обошлось, так еще и церковь, за отпевание, полторы тысячи «с него содрала». Я не выдержал (за жизнь так и не смог привыкнуть к человеческой тупости), спрашиваю:

— Зачем ты в церковь пошел, если тебе это не нужно было?

Ответ:

— Да я бы сроду не пошел, надо оно мне, это обдиралово, так теща уперлась, надо отпеть в церкви!

Смотрите, здесь уже накладка. Раз ты считаешь, что церковь не нужна, все это мракобесие и глупость, то предъявляй претензии теще за ее невежество. Что она не такая непросвещенная, как ты. 21-й век на дворе, а ей церковь подавай. Но учитывая. что это для его понимания будет слишком сложно, спросил только, одновременно со мной, написал тот же вопрос на сайте, еще один участник. С небольшим отличием в формулировке, мы оба спросили:

— Скажи, а почему ты не возмущаешься, что тебе бесплатно похороны в бюро ритуальных услуг не устроили? Значит, там работникам нужно за что-то жить, а священники с семьями и святым духом прокормятся.
 
Вообще, мало кто будет спорить, наши люди любят халяву, как никакой другой народ в мире. И вот сколько я себе не задавал вопрос, если бы я был настоятелем, как бы я для своего прихода решил, обозначить цены на свечи, или сделать бесплатными, а там, сколько кто даст. Попробуйте задать себе его и вы.
 
Думаю, можно подвести черту под сказанное:

Упрекают священников в том, что те слишком хорошо и весело живут, или те, кто сам мало что из себя представляет, или, другая крайность, считают себя достаточно умными и успешными, а в церковь ходят только дураки. Может, Бог и есть, но откуда ему в церкви взяться?
 
В любом случае, кому интересно покопаться в корзине с грязным бельем церковнослужителей, не имеют, даже смутного представления о роли церкви в жизни людей, ее силе и возможностях. И дай Бог прозреть им еще в этом мире.
 
В конце приведу несколько цитат по теме с сайта otsy.ru:

«В среднем оклад рядового московского батюшки — около 25 тысяч рублей. В зависимости от региона эта цифра может меняться. «Церковь — это часть народа. Если народ бедный, то и церковь бедная, если народ встает на ноги, то и Церковь встает»
 
«Однажды в небольшом российском северном городке настоятель строящегося храма, оказался замечен за рулем джипа-внедорожника. Эта новость вызвала всплеск протеста со стороны жителей: как он посмел! На интернет-форуме, где наблюдательные северяне опубликовали громкое разоблачение, каждый посчитал своим долгом осудить «жадного попа».

И только близкие прихожане знали, что джип, к слову, не очень и дорогой, батюшке подарил местный предприниматель, чтобы священник мог ездить на требы в труднодоступные села, куда зимой по снежным заносам на «жигуле» не пробраться. Получив объяснения, горожане сменили гнев на милость».

6 comments on “Церковь, священники и деньги
  1. AlexIl:

    Вот не хотел сегодня ничего писать, но что уж поделать. Алик статья великолепна! Сам будучи ярым критиком «зажравшихся золотом служителей», могу оценить статью как высший класс! Конечно и безусловно у меня есть пять копеек вставить все таки. Ну например на столь больной мозоль как бесплатность услуг. Дьявол в мелочах и оттуда начинается гниение всего строения. Прейскурант цен это удобно, но это же лишает именно вас очень ценной возможносьти совершить благодеяние и получить благословение свыше в соответствии с вашим поступком, оно раз в сикстиллиард ценнее любого благословения священника хоть трижды патриарха(Пятикнижие, мест пятьсот об этом). Вдобавок прейскурант разъедает любую самую твердую мораль служителей. Ох не даром некий Иисус пару тысяч лет назад гонял торговцев в Храме. Прейскурант удобен, но кто вам сказал что удобство не похерит ваше духовное развитие? Комфортабельная, удобная во всех отношениях Европа…вымирает. Жуть как неудобная и нецивилизованная Индия не знает как справиться с деторождением. Ну не все так просто как нам хотелось бы. И это только к вопросу о благотворительности. О золоте патриарха я уже писал на Алкозавре, несусветная глупость и редчайшее тщеславие, но он не первый, папы римские туда ускакали еще тысячу лет назад. Но в основном статья великолепна, восхищаюсь вашим стилем изложения и ясностью мысли.

    • AlexIl:

      Алик для понимания кого именно Иисус гонял, ведь не все знают. Торговцы в Храме были…служители! Ведь только Левиты и Коэны могли заниматься какой либо деятельностью на территории Храма и прилегающих к Храму местах. А Левиты это священники как и Коэны. Так что гонял Иисус священников как сидоровых коз за ту самую торговлю «свечками, литературой и прейскурантом цен на ритуальные услуги как жертвоприношения, свадьбы и т.д.». Думаю теперь более ясна моя позиция о торговле в неподобающих для этого местах. Ну а о благотворительности церкви…если не ошибаюсь Антуан Сент Экзюпери задал вопрос на который ответ ясен как день, если для счастья всего человечества надо замучать лишь одного ребенка, то стоит ли это счастье слезы ребенка. Ответ содержится в судьбе всех империй, от Римской до СССР. Никакая цель не оправдывает средства.

      • Алик:

        Алекс, по моему видению, это очень примитивный взгляд на вопрос. Ты просто не хочешь понять простую вещь, люди, это люди, а не ангелы. Нельзя от них требовать того, чего они дать не могут. Православие и так продолжает придерживаться многих вещей, через которые католики уже переступили. Не нужно цепляться к чепухе, которая к благодати никаким боком. А вообще, если бы я сам финансировал православные церкви, тогда бы и имел право упрекать их в торговле, но пока у меня такой возможности нет, я не могу их судить за то, что они ищут средства к существованию. И где по твоему свечи людям брать? Вообще, постарайся быть последовательным. Скажи для начала, где церкви должны брать церковную утварь и аксессуары? Свечи, крестики, миро, фимиам, кагор для причастия и тд? Вот простой вопрос.

    • Алик:

      «Прейскурант удобен, но кто вам сказал что удобство не похерит ваше духовное развитие?» Да я это говорю, потому что это так и есть. На мое отношение к церкви это не влияет никак. Люди ждут от священников благодетелей больше чем звезд на небе. А священники всего лишь люди, хотя и проводники святости. Я по-человечески прекрасно понимаю церковнослужителей. Но это я понимаю, а большинство верит в то, во что им выгодно верить. А верить им выгодно в то, что в церковь ходить не нужно, там делать нечего. Разум дает обоснование, за ним не заржавеет, — «Там попы крохоборы, значит я туда не пойду…»

      Насчет христианства, ты смотрю, тоже, понять ничего и не пытаещься. Алекс, по твоему мыслеформ и эгрегоров не существует? И время, по-твоему, величина не относительная и абсолютная? Ты действительно так на все смотришь? Если так, то осстается ждать пока прозреешь. Я на это искренне надеюсь. 🙂 Просто иначе твои слова становятся непонятны.

      • AlexIl:

        Насчет мыслеформ и эгрегоров я пытаюсь найти время на мэйл ответить уже вторую неделю, загружен так что продохнуть возможности нет. Возможно намек что отвечать нельзя подробно. Отвечу в общем на мэйл. Про церковь, тоже на мэйл. Твоя точка зрения безусловно имеет право на существование, но я боюсь что таким макаром православие до католицизма догребет, а те в такую степь ускакали что непонятно как они вообще себя христианами считают.

        • Алик:

          Я ответил на почту. Так получается, из-за твоих опасений, что Православие с пути может сбиться, христианам стоит с верой заканчивать? 🙂 Не знаю. знаком ли ты с идеями Зеланда, но его маятник мне очень нравится. Если бы Православие было идеально, оно бы тут же рассыпалось. Незыблемый принцип. Так что не нужно требовать ни от кого на Земле безгрешности. 🙂

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.